Дорожная карта в мир иллюстрации: как я анализирую книгу

Дорожная карта в мир иллюстрации: как я анализирую книгу

Заглядывали ли вы когда-нибудь в книгу как в мастерскую художника? В статье я провожу анализ книжной иллюстрации. В качестве объекта внимания я взяла очаровательную книгу французского автора и иллюстратора Жюльет Лагранж «Совушка и Леон». Это история о том, как Совушка с друзьями отправляются на школьную экскурсию… в Париж! И мы отправимся вслед за ними, чтобы изучить не только достопримечательности города, но и художественные приёмы, которые делают эту книгу такой особенной.

 

Первые страницы

Взгляд на книгу начинается с самых первых страниц — там, где написана информация об издательстве, авторе и иллюстраторе.

Позже, можно зайти на сайт издательства, чтобы изучить, какие книги выпускают, какие тенденции в детской литературе поддерживают, на какую аудиторию ориентируются, понять вкус и стиль издательства. Если вы интересуетесь книжной иллюстрацией — это отличный повод отправить им свои работы и предложить сотрудничество. В данном случае книгу выпустил издательский дом «Поляндрия», с которым я познакомилась впервые, и мне было вдвойне интересно его поизучать.

 

Далее, я хочу подробнее узнать об иллюстраторе. Например, можно поискать иллюстратора в соц.сетях или найти его личный сайт, чтобы получше изучить его творчество, эти знания обогащают нас и пополняют личный опыт.

Но здесь меня ждал сюрприз: в книге не было указано имя иллюстратора! Тогда я залезла на сайт издательского дома «Поляндрия» и узнала, что автор Жюльет Лагранж сама создала всё визуальное оформление. Книжка-картинка, созданная одним творцом, — это целостный организм, где текст и изображение неразделимы, они дополняют и обогащают друг друга.

 

Общее впечатление и цветовая палитра

Дальше я пролистываю страницы, чтобы посмотреть на работу целиком и схватить общее впечатление. Книга светлая, живая, полная воздуха и движения. Цвет здесь — главный проводник настроения.

Палитра построена на активных оттенках: сочно-зелёный листвы, тёплые жёлтые и охристые тона зданий. Здесь почти нет приглушенных, земляных красок. Это не случайно! Такая палитра идеально передает ощущение солнечного дня, радости и предвкушения приключения, которые испытывают герои, гуляя по улицам одного из самых красивых городов мира. Цвет становится прямым отражением их эмоций и яркости окружающей природы.

 

Стиль

Анализируя стиль мы пытаемся разгадать секреты художественного языка, понять, что делает работу мастера по-настоящему уникальной и узнаваемой.

Стиль Жюльет Лагранж — это своеобразный гибрид детского примитивизма и виртуозного мастерства. Его можно охарактеризовать как живую, слегка наивную графику с богатой детализацией. Он является частью актуальной тенденции в иллюстрации, где ценится аутентичность и «эффект присутствия художника». Он напоминает лучшие образцы европейской книжной иллюстрации, где индивидуальный почерк и теплота ручной работы важнее безупречности.

Иллюстратор использует живые мазки и динамичные линии, избегая зализанности. В «неидеальности» иллюстраций заключена вся их прелесть и уникальность.

 

Вёрстка

Далее изучаю вёрстку: взаимодействие текста или иллюстраций, смотрю, как текст вписан в иллюстрации, какие использованы шрифты. В книжке-картинке вёрстка — это искусство интеграции текста и изображения, так как иллюстрации практически на всех разворотах полностью заполняют пространство и нужно уметь вписать текст в саму иллюстрацию.

Обратите внимание: в книге нет ни одной стандартной плашки (подложки) для текста. Это сознательный и очень профессиональный ход. Поставить подложку на иллюстрацию - простой ход, но неинтересный. В книге вместо простых подложек текст становится органичным элементом иллюстрации.

Например, на этом развороте текст расположен на листике, который является частью окружающей листвы.

А на этой иллюстрации текст искусно вписан в свободное пространство дороги. Я всегда подмечаю, как иллюстратор обыграл пространство для текста, иногда можно взять на заметку очень интересные идеи.

Шрифт выбран также не случайно — классический с засечками, который легко читается, что особенно важно для детской книги.

 

Техника и материалы

При ближайшем рассмотрении я отметила, что иллюстрации в книге выполнены в акварельной технике и чёрного линера. Они сделаны вручную, и это придаёт им особое очарование. Акварель задаёт легкие, воздушные цветовые пятна, создаёт настроение и объём. Линером прорисованы контуры и невероятное количество деталей: узоры на зданиях, кирпичная кладка, черепица на крышах, листва и т.д.

Тут, я по-новому взглянула на эти иллюстрации. Разглядывая все эти мазки и чёрточки, я подумала «Это же сколько терпения и упорства нужно было!» Столько детализации и кропотливой работы.

Признаюсь, моё собственное творческое терпение имеет свойство заканчиваться гораздо раньше, чем того требует подобная скрупулёзная работа. Меня часто подбешивает долгая проработка деталей, поэтому я тем более восхищаюсь тем, кто обладает такой усидчивостью и терпением.

 

Композиция

Анализ композиции — это ключ к пониманию того, как книга рассказывает свою историю без слов. Композиция работает как мощный инструмент управления восприятием: она создаёт иллюзию глубины, управляет движением взгляда и расставляет четкие акценты, ведя нас по сюжету. Чтобы удержать внимание читателя, в книге не должно быть одинаковых по своей композиции иллюстраций. В данной книге используются разные приёмы.

Взгляните на разворот, где изображены в большой рост ноги женщины на первом плане. Этот смелый приём мгновенно передаёт масштаб города и крошечность, уязвимость наших героев-зверушек в этом огромном мире. Это визуальная метафора, понятная без слов.

А на этом развороте автор использует приём изоляции — персонажи изображены без фона, как бы в чистом поле страницы. Это помогает сфокусироваться на их эмоциях и взаимодействии.

 

Персонажи

Самое интересное в книге - изучать персонажей. Насколько они стилизованы или реалистичны, есть ли объём, текстуры и т.д. Персонажи созданы на основе простых геометрических фигур: Совушка, Леон и другие персонажи имеют узнаваемые силуэты. Стилизация не делает их плоскими — наоборот, благодаря акварельной заливке и тонировке они обладают объёмом и текстурой.

Но главное — через эти простые формы передаётся характер и настроение. Поза, штрихи, наклон головы — и мы понимаем, что чувствует персонаж. Они эмоциональны и выразительны, что сразу вызывает симпатию и сопереживание.

 

Как применить на практике: от анализа к действию

Теоретический анализ — это лишь половина дела. Истинная ценность — в переходе к практике.Что можно вынести из этого разбора в свою творческую копилку?

Можно попробовать провести эксперимент с материалами и техникой: порисовать комбинацией акварели и линера. Либо поделать упражнения на стилизацию птичек и совушек, используя только круги, овалы и квадраты. Также, аналогично тому как в книге проиллюстрирована архитектура, можно попробовать взять акварель и линер и нарисовать детализированное здание с окнами и узорами.

Самостоятельная работа позволяет понять, что из сделанного — ваше, а что — нет. Необязательно все эксперименты должны ужиться в постоянной практике, но возможно какие-то приёмы так понравятся, что это станет частью почерка. Это помогает формировать собственный уникальный стиль.

 

Вывод

Анализ иллюстраций в книгах обогащает нас и с теоретической точки зрения (понимание цвета, композиции, типографики), и с практической (поиск своих техник, тем и выразительных средств). В конечном счёте, это путешествие помогает нам не только понять логику чужого творчества, но и найти собственный уникальный голос в мире визуального искусства. Поэтому в следующий раз, когда в ваших руках окажется красивая книга, не спешите просто перелистнуть её. Задержитесь на каждом развороте, задавайте вопросы, ищите ответы и вдохновляйтесь. Ведь именно так рождается новое искусство — через внимательное и благодарное изучение творчества мастеров.